Поиск по сайту

 

12.03.2014 - Марк Сэджвик. Наперекор современному миру: Традиционализм и тайная интеллектуальная история ХХ века

 Интереснейшая книжка вышла в НЛО

В книге британского историка Марка Сэджвика представлена причудливая история традиционалистских учений, обнаруживающая их присутствие в самых разных исторических процессах и политических событиях, интеллектуальных движениях и культурных контекстах XX века. Это — иногда мрачновато таинственное, иногда курьезно саморазоблачительное — присутствие раскрывается в книге, сочетающей фундаментальность академического исследования с увлекательностью журналистского расследования. Традиционализм, ставший ответом на модернистский пафос Нового времени, пережил свой расцвет в прошлом веке. Но история традиционализма, прослеженная автором от Рене Генона до Александра Дугина, скорее всего не закончена, а потому чтение этой книги особенно поучительно.

см также отрывок

 Время от времени Головин поручал «экипажу» читать поэтические, алхимические или эзотерические тексты — эти чтения продолжались днями (а порой и неделями) на фоне постоянного пьянства. То, что Дугин позже называл «излишествами во всех формах», считалось формой бунта. Следы этих излишеств заметны в некоторых рассказах другого члена кружка Головина, писателя Юрия Мамлеева, названного одним исследователем «мастером сексуального и некрофильского гротеска»[6]. Эти следы также можно увидеть и в любовных приключениях некоторых из участников; жены двоих членов кружка впоследствии стали активистками лесбийского движения.

Традиционализм тогда существовал только в Москве, хотя корреспондент Грейвза Степанов послужил агентом его проникновения в Эстонию. Он пробудил интерес к традиционализму у Хальянда Удама, эстонца, который с 1967 по 1971 год писал кандидатскую диссертацию в московском Институте востоковедения[7]. Изначально Удам интересовался индологией, но, изучая библиотечный каталог по индийской философии, он наткнулся на “Introduction générale à l'étude des doctrines hindoues” Генона. Книга произвела на него сильное впечатление, и Удам стал искать и читать другие традиционалистские работы при помощи Степанова, которому его представил научный руководитель по институту. Затем он вернулся в Эстонию и стал первым эстонским традиционалистом. 
 
 
еще интересное
 
  На неком спиритическом сеансе, о котором ходят противоречивые слухи — то ли сам Генон на нем присутствовал, то ли единственно Папюс, то ли «оба два» — из духовного мира было объявлено, что Орден Тамплиеров, или Орден Храма, должен быть восстановлен, а магистром его следует назначить, конечно же, Генона. Папюс негодовал. Ведь это он! он, столько сделавший для эзотеризма должен был занять столь высокую, конечно же, подобающую ему должность. А Генон тем временем занялся самоуправством и действительно учредил некий Орден Храма, имевший посвятительное значение, ну, примерно такое же, как, скажем, современная организация неорозенкрейцеров, не так давно еще собиравшихся в московской библиотеке иностранной литературы.