Поиск по сайту

 

11.09.2014 - "Общедоступное искусство. Очерк о социальном использовании фотографии" Пьера Бурдье

Будут ли интересны, прозвучат ли вызывающе результаты исследования полувековой давности для владельца цифрового фотоаппарата? Уделом труда по технике и механике фотографии в лучшем случае было бы внимание узких профессионалов и историков. Но этот текст предельно современен. В его фокусе — не технические, а социальные структуры фотографии, скрытые за разнообразием техники и жанров. Авторы произвели впечатляюще масштабное соотнесение эстетики снимков с социальным опытом фотографов, многообразия поводов и предметов съемки с ее социальными функциями, склонности к фотопрактике с местом индивидов в социальной иерархии. Если прошедшие десятилетия радикально трансформировали материальность фотографии, то ее социальная организация эволюционировала гораздо медленнее, в одном ритме с «большими» социальными структурами. Как следствие, утилитарная функция семейного снимка, эстетическая избирательность любительского или рассчитанная на мгновенную эмпатию символика медийного сохраняют актуальность и в цифровую эпоху. А значит, ряд наблюдений французских исследователей вполне применим к сегодняшнему дню или может послужить отправной плоскостью для его изучения.

Александр Бикбов (из послесловия к книге)                                                                                                                     

 

 

 

 

Если в отличие от такой полностью сакрализованной художественной деятельности, как занятия живописью или музыкой, фотографическая практика считается общедоступной как с технической, так и с экономической точки зрения, а те, кто ею занимаются, не ощущают себя руководимыми системой эксплицитных и кодифицированных норм, а определяют легитимную практику через ее объект, встречаемость и модальность, — то анализ субъективного или объективного смысла, которым субъекты наделяют фотографию как практику или как культурную работу, предстает как привилегированное средство восприятия в наиболее аутентичном выражении эстетик (и этик), свойственных различным группам или классам, и особенно — простонародной «эстетики», которая может встречаться у них в виде исключения.

Поскольку фотография, по крайней мере внешне, плохо поддается чисто социологическим исследованиям, он дает удобный случай показать то, что социолог может извлечь из образа, не становясь визионером. А тем, кто ожидает от социологии, что она даст им «видения», можно ответить, перефразируя Макса Вебера: «Пусть они идут в кино!».

Пьер Бурдье

 

К слову, Бурдье сам был фотографом. Наиболее известны фотографии, сделанные им в Алжире во время войны за независимость. В издательстве Колумбийского университета вышла целая книга, посвящённая этому.

 

Несколько снимков можно увидеть здесь: http://www.cupblog.org/?p=14233

 

Книга "Общедоступное искусство. Очерк о социальном использовании фотографии" стоит у нас 580 рублей.