Поиск по сайту

 

26.03.2014 - Собрание сочинений Е. Замятина в 4 томах

В новое собрание сочинений Замятина, подготовленное Книжным клубом "Книговек", вошли его наиболее известные произведения: романы «Мы», «Бич божий», рассказы, повести, киносценарии, критика и публицистика.

Творчество талантливого русского писателя Е. Замятина (1874–1937), чье творчество более чем на полстолетия оказалось закрытым для российских читателей, пришлось на эпоху крупных преобразований и волнений в нашей стране, потому его произведения отражают события, которые сотрясали ее в тот или иной период. Еще будучи студентом Петербургского политехнического университета Замятин вступил в партию РСДРП. Во время революционных событий в 1905 году он был арестован, однако через полгода освобожден с возможностью продолжить образование. Литературная деятельность писателя началась в 1908 году, когда в журнале «Образование» появился его рассказ «Один». В 1913 году писатель по состоянию здоровья переехал на Украину. В это же время он написал сатирическую повесть «На куличках». Цензоры усмотрели в ней резкие нападки на царскую армию, и автор был сослан в Сибирь. В ссылке он написал повесть «Север», рассказы «Африка» и «Елы».

 
Резкий поворот в творчестве Замятина произошел после Октябрьской революции. В своих произведениях, написанных в этот период, он призывает человечество спасаться от надвигающейся машины, которой в его представлении была новая власть. Особенно ярко его идеи проявились в романе «Мы», написанном в 1921 году. Это произведение подверглось резким нападкам со стороны большевистского правительства, началась травля писателя. В результате Замятин был вынужден иммигрировать. С 1929 года в СССР его произведения не издавались. Свой последний роман «Бич Божий» Замятин написал в Париже.
 
В собрание сочинений этого писателя, подготовленное Книжным клубом, вошли наиболее известные произведения: упомянутые выше романы «Мы», «Бич божий», рассказы, повести, киносценарии, критика и публицистика.
 
В первом произведении, написанном в фантастической манере, от лица строителя космического корабля «Интеграл», являющимся жителем Единого государства, рассказывается о жизни людей в будущем. Автор изображает совершенное Государство, возглавляемое Благодетелем. В этом государстве прозрачных стен, талонов на любовь, механической музыки, в этом обществе «математически совершенной жизни» человек – винтик в образцово отлаженном механизме. Здесь нет имен, есть номера, порядок и предписания, а отступления от правил и санкционированного образа мысли караются Машиной. «Мы» – художественный конспект возможного отдаленного будущего, уготованного человечеству, смелая антиутопия, роман-предупреждение, в котором просматривается надежда автора на то, что разум и душа одержат верх над происходящим безумием. Роман «Мы» положил начало целому ряду романов-антиутопий: «О, дивный новый мир!» О. Хаксли, «1984» Дж. Оруэлла. «Мы» – книга острая и современная. Осмысливая прошлое, живя в настоящем, мы не можем не задумываться над тем, кто же мы?
 
Другой роман Замятина, «Бич Божий», был завершен в 1935 году и издан через два года после смерти писателя. В нашей стране он стал известен намного позже. В этом произведении автор подводит итоги своих предыдущих размышлений. Современная обстановка рисуется здесь через исторический сюжет, а осознание происходящего рассмат-
ривается с точки зрения христианской религии. Роман написан достаточно сухим, сжатым языком. При его прочтении образы мелькают как яркий калейдоскоп, собранные по частям фрагменты мозаики. Очень многое нужно додумывать и дорисовывать. Кроме того, в произведении присутствуют и элементы русского фольклора, рассматривается попытка соединить две культуры, русскую и европейскую. Заканчивается роман большим знаком вопроса: в каком направлении дальше пойдет развитие человечества, зависит от окончательного избрания своего правителя. Именно он должен решить, по какому пути идти. Оба романа объединены мыслью: то, что сейчас происходит – страшно и неправдоподобно. Нужно искать выход из сложившейся ситуации, очнуться от спячки и начать действовать.