Поиск по сайту

 

15.04.2014 - Новые книги издательства "НЛО"

В издательстве "Новое литературное обозрение" вышел третий том собрания прозы философа Александра Пятигорского, книга о роли учёных в обществе, одно из самых содержательных исследований творчества кинорежиссёра Ясудзиро Одзу, мемуары театрального критика и переводчика Ирины Мягковой, а также книга о театре Польши, Венгрии и России в 1990-е—2010-е годы. 

Александр Пятигорский. Философская проза. Т. III: Древний Человек в Городе
 
 
Проза выдающегося современного философа Александра Пятигорского (1929—2009) — редкий случай сплава философии и литературы, в котором они оказываются равно необходимыми. Или, как сказал Пятигорский в интервью, «роман... мне представляется наиудобнейшим жанром для экспозиции самоосо­знания философа». Герои Пятигорского по-разному пытаются понять, как возможно в XX веке, родившись в России, быть историческими субъектами; но они — не персонажи притч, а люди со своими представлениями о мире, со своими страстями и индивидуальным чувством юмора. В третий том Собрания философской прозы Пятигорского вошли роман «Древний Человек в Городе», интервью с автором, а также другие материалы. Книга иллюстрирована.
 
Джозеф Бен-Дэвид. Роль ученого в обществе
 
 
В книге прослеживается долгая история формирования научных институтов от позднего средневековья до сегодняшнего дня. Автор последовательно опровергает представления о линейной эволюции науки, фокусируя внимание читателя на неочевидности событий, обозначивших реальную траекторию ее развития. Он показывает, как различные интересы и действия конкретных личностей, связанные с познанием естественных явлений и имевшие первоначально характер технической информации, кристаллизовались в публично признанную роль ученого. Особое внимание уделено легитимации научного отношения к реальности и возникновению универсальной научной идеологии. Охватывая широкий социально-исторический контекст, Бен-Дэвид объясняет, почему центры научного влияния, появившись сначала в Италии, перемещаются затем в Великобританию, Францию, Германию и, наконец,  в Соединенные Штаты, а также дает подробный обзор стратегий, приведших к образованию или выбору определенных организационных форм науки в различных обществах.
 
Дональд Ричи. Одзу
 
 
Ясудзиро Одзу — один из наиболее своеобразных и глубоких режиссеров в истории не только японского, но и мирового кино, умевший просто и ясно говорить о самом важном для человека: рождении и смерти, любви и дружбе, отношениях родителей и детей, а в конечном счете — о смысле жизни. Книга известного американского киноведа Дональда Ричи, основанная на беседах с Одзу и его коллегами и на внимательном анализе фильмов режиссера, впервые вышла в 1974 году, но до сих пор остается одним из самых содержательных исследований его творчества, пока, к сожалению, недостаточно известного в России.
 
Ирина Мягкова. Чужая девочка
 
 
Ирина Мягкова — известный театральный критик, переводчик. В этой книге она выступает как мемуарист, чья частная история разворачивается на фоне нашей общей истории, драматически сплетаясь с ней: война, эвакуация, обычная повседневная жизнь при советской власти, увиденная внимательным к деталям и памятливым взглядом. Но — с ощущением «чужой девочки»: лейтмотив книги задает повествованию редко встречающуюся в воспоминаниях дистанцию и очень своеобразную интонацию, позволяющие увидеть многие события совсем иначе. Героиня книги в конфликте с миром, хотя ищет гармонии и к ней устремлена. Охота к перемене мест побуждает ее много путешествовать, а любопытство к людям создает обширный круг общения. Среди ее персонажей такие яркие личности, как Р. Симонов, А. Эфрос, К. Чуковский, Ю. Мильтинис и др.
 
Н.О. Якубова. Театр эпохи перемен в Польше, Венгрии и России. 1990-е—2010-е годы
 
 

Как случилось, что польский и венгерский театр последних пятнадцати лет вырвался на мировые рубежи? Книга Н.О. Якубовой углубляется в истоки «театральных революций» в обеих странах, чтобы затем, привлекая в параллель Россию, проанализировать общие тенденции: «культ рассказа», переосмысление понятия «документальности», выдвижение на первый план «постпамяти» (в противовес «истории») и др. Отдельно рассмотрены обращение к античным авторам, Шекспиру, Бюхнеру, а также оперная режиссура Дмитрия Чернякова. Особое внимание уделено «мифу жертвенности», на изживание которого, как считает автор, направлены усилия ведущих режиссеров поколения тридцати-сорокалетних.