Поиск по сайту

 

09.10.2014 - Андре Руйе. Фотография. Между документом и современным искусством

 Книга «Фотография. Между документом и современным искусством» – одно из главных событий в области экспертной литературы о фотографии. Андре Руйе здесь предлагает свое видение истории становления фотографической эстетики, а благодаря его широчайшим познаниям в сфере философии и истории искусств чтение его работы превращается в особенное интеллектуальное удовольствие. Кроме того, что особенно ценно, в своем труде Руйе дает всеобъемлющий исторический обзор, посвященный практике осмысления фотографии как культурного явления, как визуального медиума, как арт-техники. Таким образом, эта книга может служить отправной точкой для знакомства с миром фотографии в историческом и концептуальном разрезах, а также незаменимым подспорьем для студентов и специалистов, занимающихся данной темой, в дальнейшем изучении как различных взглядов на предмет, так и корпуса соответствующих текстов (приведенная в конце книги Руйе библиография имеет имеет самостоятельную ценность).

 
Принимая во внимание то, что сегодня на русскоязычном книжном рынке катастрофически не хватает качественных теоретических работ о фотографии, издание такого труда, как этот, представляется нам вдвойне важным событием. Фундаментальная работа Андре Руйе по праву может претендовать на звание главной философской книги о фотографии последнего десятилетия.
 
см. вступительную главу

 Завоевание фотографией территории культуры и искусства происходит на фоне исторически необратимой утраты ее практического значения. Мы покажем в нашей работе, что фотография появилась с развитием индустриального общества, в тесной связи с его главными проявлениями: развитием метрополий и валютной системы, индустриализации, коренным преобразованием пространства, времени и средств коммуникации, а также с развитием демократии. Все это, вместе с ее механистической природой, заставляло в середине XIX века воспринимать фотографию как слепок индустриального общества, как нельзя лучше приспособленный для того, чтобы снабжать его документальными данными, служить ему инструментом, утверждать его ценности. В свою очередь, индустриальное общество стало для фотографии условием существования, основным объектом изображения, ее парадигмой. Однако само общество в течение последних десятилетий претерпело такие изменения, что фотография уже не может полностью удовлетворять его потребности в создании изображения. Во всех основных областях – информации, медицине, науке, обороне и т.д. – она испытывает конкуренцию или вытесняется новыми визуальными формами, более адаптированными к новым технологическим и экономическим условиям производства и потребления. Основанная на принципах термодинамики, фотография соответствовала запросам индустриального общества, но с трудом отвечает потребностям общества информационного, базирующегося на цифровых технологиях. В связи с этим необходимо уточнить, что получившая неудачное название «цифровая фотография» ни в коей мере не является просто цифровой разновидностью фотографии. Между ними лежит настоящая пропасть: различия не порядкового уровня, а сущностного.

 

 

Издательство "Клаудберри" 2014

761 руб.