Поиск по сайту

 

10.10.2014 - А.Е.Махов. Эмблематика. Макрокосм.

 Эта книга посвящена книжной эмблеме — словесно-визуальному жанру, имевшему огромную популярность в XVI — XVIII веках, а впоследствии практически забытому.

В первом разделе книги автор предпринимает попытку осмыслить эмблему и как герменевтический инструмент, позволяющий читать мир наподобие книги, и как художественное произведение, основанное на приемах аналогии и комбинаторной игры.
Второй раздел содержит 500 эмблем, которые взяты из 37 книг, созданных 28 авторами XVI — XVII веков.
Тексты эмблем переведены на русский язык впервые; большая их часть снабжена комментариями. Публикуются также эмблематические изображения; их сопровождают визуальные параллели из искусства античности, Средневековья, Ренессанса и барокко.
Разворачивая перед читателем эмблематический макрокосм с его стихиями, звездами, планетами, минералами, растениями, животными, книга дает полное представление о том, какую семантику эмблематисты вкладывали в свойства вещей, составляющих мироздание.
Завершают книгу указатель надписей и девизов, а также обширный предметно-именной указатель, позволяющий использовать издание как справочник по темам и образам европейской художественной культур.
 
по ссылке статья автора

 Эмблема как словесно-визуальная форма, включающая краткую афористическую надпись (inscriptio), изображение (pictura) и более или менее развернутую подпись (subscriptio), была изобретена, согласно общепринятому мнению, итальянским гуманистом Андреа Альчиато: его книга эмблем, опубликованная в 1531 году и имевшая колоссальный общеевропейский успех, открыла длинный ряд аналогичных изданий, который прервался лишь в XVIII столетии.

Мы склонны воспринимать словесно-визуальную эмблему как новаторский жанр, как одно из оригинальных изобретений Ренессанса. Однако это ощущение новизны в значительной мере обманчиво. Новые исследования показывают, что эмблемоподобные трехчастные визуально-словесные структуры появились в книжной культуре до того, как Альчиато «изобрел» эмблему [15]; нелишне напомнить, что и сама традиция комбинировать текст с изображением, лежащая в основе эмблемы, существует с древнейших времен.

 

Интрада,2014