Поиск по сайту

 

21.01.2015 - Петер Бюргер.Искусство авангарда

Опубликованная в 1974 году «Теория авангарда»  немецкого философа и социолога Петера Бюргера является классической работой по теории современного искусства. 

   "Главным признаком искусства в буржуазном обществе авангардисты считают его обособленность от жизненнои? практики. Среди прочего, это стало возможным потому, что эстетизм сделал сущностным содержанием произведения те черты, которые составляют институт искусства. Совпадение института и содержания произведения было логически необходимым условием для того, чтобы авангард мог поставить искусство под вопрос. Авангардисты нацелены на снятие искусства (в гегелевском смысле слова): искусство надлежит не просто разрушить, но перевести в жизненную практику, где оно сохранилось бы, пусть и в измененном виде. Важно заметить, что авангардисты перенимают при этом существенныи? элемент эстетизма. Последнии? сделал содержанием произведении? дистанцию по отношению к жизненнои? практике. Жизненная практика, на которую, ее отрицая, ссылается эстетизм, есть целерациональность буржуазнои? повседневности. Авангардисты вовсе не думают интегрировать искусство в такую жизненную практику; напротив, они сходятся с эстетистами в неприятии целерационального мироустрои?ства. Что отличает первых от последних, так это попытка организовать новую жизненную практику на основе искусства. В этом отношении эстетизм также оказывается необходимои? предпосылкои? авангардистскои? интенции. Лишь искусство, содержание произведении? которого целиком обособлено от (дурнои?) жизненнои? практики существующего общества, может быть центром, исходя из которого организуется новая жизненная практика."

см.также

 Сформулированная Гербертом Маркузе идея о двойственной природе искусства в буржуазном обществе особенно хорошо передает суть намерений авангардистов. Потребности, которые не могут быть удовлетворены в повседневной жизни, все сферы которой определяются принципом конкуренции, находят выход в искусстве именно благодаря его изоляции от жизненной практики. Изгоняемые из реальной жизни ценности – такие, как человечность, радость, истина, солидарность – находят свое пристанище в искусстве. В буржуазном обществе искусство играет противоречивую роль: оно создает образ лучшего порядка и тем самым выражает протест против господствующего дурного порядка. Но, реализуя этот образ лучшего мира в виде фикции, оно одновременно освобождает существующее общество от давления сил, направленных на его изменение. Эти силы изолируются в сфере идеального. В той мере, в какой искусство выполняет данную функцию, оно является «аффирмативным» в маркузианском смысле слова. Если двойственная природа искусства в буржуазном обществе состоит в том, что дистанция по отношению к процессам общественного производства и воспроизводства содержит в себе как элемент свободы, так и элемент уклончивости и практической неэффективности, то и авангардистская попытка реинтеграции искусства в жизненный процесс неизбежно приобретает глубоко противоречивый характер. Ведь (относительная) свобода искусства в отношении жизненной практики есть в то же время условие критического постижения реальности. Искусство же, полностью интегрированное в практику, вместе с дистанцией по отношению к ней теряет и свою способность ее критиковать. В эпоху исторического авангарда попытка ликвидировать дистанцию между искусством и жизнью еще обладала пафосом исторической прогрессивности. Но дальнейшее развитие культурной индустрии привело к ложному преодолению дистанции между искусством и жизнью, что обнажило противоречивость авангардистского проекта.

 

282 руб.