Поиск по сайту

 

10.02.2015 - Дельвиг А.И. Полвека русской жизни.

Наш друг, известный книголюб и книготорговец из Саратова Иван Соловьев, выпустил дополненое и максимально полное издание воспоминаний Андрея Ивановича Дельвига (1813—1887) — инженер-генерала из рода Дельвигов, который принимал участие в техническом руководстве и организации строительства многих крупных инженерных сооружений на территории Российской империи: водопровода в Москве и Нижнем Новгороде, нескольких железных и шоссейных дорог, переправ в горах Кавказа и др.

Первый том «Воспоминаний», вышедший в 1912 году, быстро раскупили, дав средства для выпуска последующих. Между тем, при опубликовании записок Дельвига возникло немало непреодолимых трудностей. Как отмечают биографы, иногда барон, пользовавшийся славой честного человека, сообщал сокровенные пружины событий и разоблачал интимные подробности жизни своих современников. Во всех подобных случаях при подготовке книги к печати приходилось порой выкидывать целые страницы записок.

 
Впрочем, такое редакторское вмешательство не испортило мемуары. Они написаны хорошим, литературным языком и представляют блестящий образец эпистолярного жанра. Единственный, пожалуй, недостаток – с точки зрения современного читателя – состоит в том, что в содержании главы не указано, на какой странице раскрывается та или иная тема.
Откровенное перо не щадило никого. Так, рассказывая о поездке вместе с императором по Московско-Ярославской железной дороге, Дельвиг отметил, что тот называет свою жену… «бабой».
 
С нескрываемой иронией отзывался автор записок об одном из чиновников, который всегда носил все свои ордена и знаки отличия. Даже орден Св. Нины, который давался за 20 рублей ежегодного взноса в пользу общества распространения православия на Кавказе.
 

Как отмечали современники Дельвига, горячее стремление к правде, преданность науке, беспредельная любовь к России и всему русскому были характерны для этого человека с иностранной фамилией. Душа и жизнь его вполне русские. В течение долгой трудовой деятельности он изъездил европейскую Россию во всех направлениях, по всем ее шоссейным и железным дорогам, из которых последние почти все созданы при его участии. В конце июня 1860 г. товарищ барона Фитингофа и Д.П.  Шипова2 по подряду устройства железной дороги от Владимира до Нижнего Новгорода, француз Дерош, заезжал ко мне для объяснения своих прав на вознаграждение, которое он надеялся получить по упомянутому подряду от главного общества железных дорог, и просил высказать ему по этому предмету мое мнение. Надежды его основывались на следующем соображении. Фитингоф и Шипов заключили контракт с главным обществом на устройство пути для железной дороги, по составленному этим обществом проекту, с правом изменять оный с согласия общества.


В заключенном контракте значилось: если по измененному проекту количество работ увеличится или уменьшится против первоначального не более, как на 2%, то контрактная стоимость работы не изменяется; если же увеличение или уменьшение работ превзойдет означенную пропорцию, то должен быть составлен новый расчет, основанный на приложенной к контракту ведомости, в которой были означены единичные ценности входящих в подряд предметов.

При исполнении первой половины работ по устройству пути подрядчики получают за произведенные работы оптовую цену, значащуюся в ведомости, а при исполнении второй половины, в случае уменьшения или увеличения работ более, чем на 2%, с них удерживаются излишне выданные или выдаются недоданные суммы при производстве первой половины, причем принимается в соображение вышеупомянутая ведомость единичных цен на разные предметы.
 
Тираж довольно маленький
1480 р.