Поиск по сайту

 

01.05.2015 - Новый проект издательства "Ад Маргинем" и МСИ "Гараж"

Издательство "Ад Маргинем Пресс" совместно с Музеем современного искусства "Гараж" запустило новую серию "GARAGE Pro". Задача серии — представить размышления кураторов, художников, критиков и искусствоведов из разных уголков мира о кураторской практике, функциях современных музеев и работе в сфере искусства сегодня. На данный момент вышло две книги: переиздание "Пяти лекций о кураторстве" Виктора Мизиано и "Осмысляя современное кураторство" Терри Смита.

 

В книге "Осмысляя современное кураторство" известный американский арт-критик и теоретик искусства Терри Смит попытался выделить кураторскую работу в самостоятельную категорию, подчеркнув ее глобально растущую значимость и влияние в современном художественном мире. Смит ставит перед собой задачу определить, какие формы принимает кураторство сегодня, обладают ли кураторы особым типом мышления и в чем заключается его специфика.

Слово "кураторство" у многих в первую очередь все еще ассоциируется с пространством музея. Однако, как отмечает Смит, уже за последнее десятилетие представление о типичной платформе для кураторской деятельности значительно изменилось. Энергия куратора более не ограничивает себя стенами институций и выходит далеко за рамки привычной схемы "куратор — экспозиция". Такие фигуры, как Харальд Зееман, Ханс Ульрих Обрист, Уолтер Хоппс и другие, сдвинули границы парадигмы, перестав быть только "устроителями выставки": конструируя концепты, открывая источники идей и анализируя взаимосвязи между ними, кураторы становятся посредниками между художником и зрителем, предлагая свое структурное видение того, как искусство соотносится с окружающим миром.

В то же время некоторые границы между функциями куратора и, например, художника или арт-критика до сих пор достаточно размыты. Смит посвящает одну из глав своей книги тому, насколько схожими могут быть эти персонажи: все они до определенной степени способны меняться ролями. Но там, где сталкиваются их различия, и рождается настоящее действие. Автор объясняет на примерах, как удачные выставочные проекты способны пролить свет на потерянное прошлое, выделить из общего потока важные тенденции и поднять острые вопросы современности. Что отличает книгу Смита от других публикаций на данную тему, так это рассмотренные им особые примеры кураторской активности: инновационное курирование коллекций и исторических объектов, работа куратора-коллекционера, курирование публикаций наравне с выставками, разработка образовательных программ и другие актуальные задачи и способы их решения, список которых все еще пополняется.

"Осмысляя современное кураторство" — это книга, которая в пяти главах преподносит ясный и глубокий анализ того, что значит быть куратором сегодня, а именно — что значит работать с моментом «сейчас» в его привязке к прошлому и будущему. Нельзя сказать, что работа Смита дает четкие ответы на все вопросы, но это замечательная возможность взглянуть поближе на современную профессию в сфере искусства на стадии ее интенсивного развития. 

 

Две главы, посвящённые историзации кураторства и рекураторству

Ещё одна глава

 

Книга стоит у нас 420 рублей.

 

Книга известного арт-критика и куратора Виктора Мизиано представляет собой первую на русском языке попытку теоретического описания кураторской практики. Появление последней в конце 1960-х — начале 1970-х годов автор связывает с переходом от индустриального к постиндустриальному (нематериальному) производству. Деятельность куратора рассматривается в книге в контексте системы искусства, а также через отношение глобальных и локальных художественных процессов. Автор исследует внутреннюю природу кураторства, присущие ему язык и этику. Прочитанный впервые как цикл лекций в московском Институте УНИК текст книги сохраняет связь с устной речью и сопровождается экскурсами в профессиональную биографию автора.

Стоит у нас 420 рублей