Лори Манчестер.Поповичи в миру: духовенство, интеллигенция и становление современного самосознания в России
Поиск по сайту

 

27.05.2015 - Лори Манчестер.Поповичи в миру: духовенство, интеллигенция и становление современного самосознания в России

Монография Лори Манчестер, выходящая в «НЛО» прямо к презентации, посвящена изучению особенностей самосознания, жизненного пути, основных направлений деятельности поповичейособой социальной группы, сформировавшей своеобразный замкнутый «орден» в рядах русской интеллигенции. Неприхотливые, привыкшие к упорному труду и в то же время проникнутые сознанием своей миссии, сыновья служителей церкви свысока посматривали на дворян, оторвавшихся, по их мнению, от русской почвы, и на представителей городских сословий, глубоко погрязших в материальных интересах. При этом везде и всегда поповичи стремились подчеркнуть свою близость к народу, крестьянству — качество, игравшее очень важную роль в рамках народнического мировоззрения. 
По мнению Л. Манчестер, выходцы из клира переплавляли свое духовное воспитание, основанное на чтении житийной и назидательной литературы, в особое мессианское мировоззрение, закреплявшее за поповичами роль вождей общества в различных сферах — от революционной борьбы до подвижничества в науке. Сыновья клириков, покидавшие духовное сословие, могли выбирать разные поприща для своей деятельности и придерживаться различных политических взглядов, однако их продолжала связывать общность ценностей, унаследованных из сословного прошлого и симпатий друг к другу. 

 а по ссылке краткий обзор оригинального издания

 Manchester, Laurie. Holy fathers, secular sons: clergy, intelligentsia, and the modern self in revolutionary Russia

Во второй главе Л.Манчестер утверждает, что даже после того, как сыновья священников покидали духовное сословие, они связывали свой образ жизни с жизнью приходского духовенства. Они предпочитали, чтобы их называли не "разночинцами", а "поповичами". Они знали о предубеждениях в обществе против них, поэтому старались держаться вместе, чувствовали ответственность друг за друга. В своей жизни, считает автор, основываясь на анализе автобиографий, они руководствовались принципами "мирского аскетизма" (добрые дела и внутренняя работа над собой). Остальная часть главы основывается большей частью на учебном пособии И.Е.Халколиванова "Нравственное богословие" с привлечением автобиографий и писем представителей духовенства. Исследовательница выявляет отношение последних к другим сословиям Российской империи. К дворянам было негативное отношение, т.к. они считались богатыми, развращенными, неспособными к труду, оскорбляющими духовенство. Также дворяне обвинялись в увлечении всем иностранным, западным, чуждым народу. Л.Манчестер также показывает, что у поповичей (в большей степени, чем у их отцов, священников) в их автобиографиях можно проследить неприязненное отношение к дворянству. Они описывали глупых и необразованных дворян, отвергали всю "дворянскую" культуру. Автор (напомним, на основе только источников со стороны поповичей) делает вывод, что поповичи нисколько не стремились попасть в дворянское сословие, они сами его отвергали. 

 

 

В нашем интернет -магазине книгастоит 528 руб.