Поиск по сайту

 

22.03.2021 - "Ловкие воры", "фонарный язык" и другие криптографические исследования" - книга Грасе д`Орсе вышла печати в нашем издательстве

В конце марта с.г. в издательстве книжного магазина вышла книга «"Ловкие воры", "фонарный язык", и другие криптографические исследования» авторства интереснейшего французского ученого, археолога и мифолога Клода-Сосфена Грасе д'Орсе. Книгу любезно перевел для нашего издательства Александр Мурашов, научный редактор Матвей Фиалко, отрывок из послесловия переводчика мы помещаем тут для затравки.

Книга доступна к заказу на нашем сайте:

 

 

 "Клод Грасе, хотя его охотно обирал такой эзотерик, как Сар Пеладан, тем не менее, оставался «белым дроздом» – более элегантной версией «белой вороны». Всякая мистика – мистификация, утверждает он. «Сакральное» в тайном знании сводится к язычеству, а язычество довольно безбожно. Его боги не больше, чем символы отдельных племён, фратрий и родов, а также стадий посвящения, за исключением изначального Творца, непостижимого и далёкого от человека «эпицентра». Тайный язык, по Грасе, всегда имел своим основным смыслом регуляцию жизни секретных обществ. Поэтому он всегда пропитывался актуальной политикой, в центре которой постоянно оказывался король, а значит, двор. И если посвящённые в целом, как и позднейшие истинные консерваторы, снисходительнее относились к папам, чем к королям, то не потому, что разделяли с церковью общие воззрения, а потому, что папы были союзниками против государей, которым сами противостояли. У Рабле идёт речь об интригах Дианы де Пуатье, фаворитки Генриха II, и её противниц, королев Элеоноры Австрийской и Екатерины Медичи, во французском переводе итальянского эротико-архитектурного романа-трактата «Сон Полифила», отредактированном на рубеже XVI-XVII века, – о заговорах при дворе Генриха IV.

Конечно, всё это не исключало и мистическую, эзотерическую доктрину, достояние аристократии, также находившее образное выражение в «иероглифах» греков и галлов. О ней в фантастическом эссе Грасе «Низвергнутые боги» говорит автору непосредственно Платон:

 «Я не побоюсь признаться тебе, что моё учение грешило против морали, потому что оно было ничем иным, как буддизмом, и, согласно ему, существо проходит через череду подготовительных жизней, чтобы вернуться к абсолютному совершенству, от которого оно отделилось. Этого учения могло быть и достаточно для аристократии, но оно не подразумевает немедленного освящения, которое держало бы в узде толпу. А толпе нужно более простое решение, история с раем и адом в итоге нынешнего существования».

Эта доктрина, в общем не слишком оригинальная, довольно просто и отстранённо излагается у Грасе, в том числе в статье «Джон Джилпин, солнечный герой», вошедшей в настоящее издание, однако уже в самой доктрине заложено разделение на посвящённых и толпу, а значит, она встроена во всю развёрнутую систему представлений о тайных обществах и их взаимодействиях с политическими деятелями и профанами.

Поэтому тайный язык Грасе следовало бы включать в более широкий контекст, нежели сугубо эзотерический. Этот контекст – литературно-эстетический, где постепенно начала господствовать теория «соответствий», correspondences. Историк литературы Ален Мерсье называет эту теорию основной для символистского направления, берущего начало от Жерара де Нерваля и Шарля Бодлера. Согласно учению о соответствиях, все явления, все знаки, все планы реальности объединены незримыми связями, все отсылают друг к другу и накладываются друг на друга. Но если Жерар де Нерваль, которого нередко упоминает Грасе, стремился увидеть «тонкие властительные связи» между знаками и скрытыми идеями различных культур, изучая эзотерические доктрины Востока и Запада, то Бодлер, как утверждает Мерсье, делал упор на личное, интуитивное «озарение», в котором поэт и художник постигают явление, неважно – природное или культурное, в его взаимосвязи с другими явлениями и глубинным, скрытым содержанием, стоящим за знаком".